В сентябре 2013 года при МБОУ СОШ 165 Советского района Новосибирска был открыт первый Казачий кадетский класс [5, http://s_165.edu54.ru/p17aa1.html ]. Увеличение доли казачьей кадетской компоненты в школьном образовании привело к созданию в сентябре 2015 года структурного подразделения «Казачий кадетский корпус МБОУ СОШ №165» (далее ККК). Сегодня уже работают 6 кадетских классов. Школа и ККК сегодня конкурируют за своих воспитанников, которые имеют возможность перейти из одной структуры в другую.  Уникальность структуры и состоит в том, что кадетский корпус находится в рамках школы. Иными словами создана система, позволяющая ученикам выбрать приемлемые для него формы получения образования: в школе или с военной профориентацией.  

При организации ККК была разработана модель Казачьего кадетского корпуса в общеобразовательной школе “Ка-Детское братство”. Цель реализации инновационного проекта - создание модели функционирования Казачьего кадетского корпуса в социально-педагогическом пространстве общеобразовательной школы, апробация педагогических технологий и концептуальных подходов, методического инструментария в условиях роста популярности казачьего кадетского воспитания и обеспечения доступности кадетского образования. Все рабочие программы выстроены в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО с включением в них казачьего компонента. Работает ККК по модели «школы полного дня». Программа реализуется через урочную и внеурочную работу, дополнительное образование и профильные смены. Дополнительное образование состоит из основ казачьей культуры, специальной подготовки, занятий по рукопашному бою, дзюдо, системой выживания и другими дисциплинами. Корпус находится в тесном сотрудничестве с военными вузами, ветеранскими и патриотическими  организациями и клубами. Кадеты регулярно следят за знаком, установленным в честь земляка Героя Советского Союза В.А. Бердышева. На День Победы ККК идет в строю Бессмертного полка.  

Один из главных подходов - это личный пример офицеров. Так, В.Н. Горностаев является победителем турниров, например, в боях на ножах, рубке лозы, стрельбе из винтовки. Я, как учитель истории, сочиняю стихотворения о Родине, которые читаю на уроках и на мероприятиях. В ККК имеется и свой духовный наставник. Кадеты воспитываются в соответствии с казачьей культурой и православной верой, хотя в корпусе есть кадеты иных вероисповеданий. Большой воспитательный эффект на кадетов также оказывают следующие факторы, имеющие глубокие исторические корни:

во-первых, на территории Новосибирской области  20 августа 1598 года произошло Ирменское сражение между отрядами воеводы Андрея Воейкова и хана Кучума [2, с. 127].  По одному преданию, отряд Воейкова  разбил бежавшего после сражения хана в районе Новосибирской ГЭС [1, с. 12];

во-вторых, рядом находился исторический форпост сибирских казаков, Бердский острог, основанный в 1716 году;

в-третьих, весной 2016 года на территории микрорайона Левые Чёмы Советского района была сформирована казачья станица “Нижние Чёмы”, атаманом которой избрали А.В. Яковлева, директора школы №165, которая находится в границах микрорайона. Важен тот факт, что казачий сход проходил именно в этой школе, где присутствовали казаки, работающие в ней и состоящие в Новосибирском городском казачьем обществе имени Атамана Ермака.

Что касается опыта преподавания истории России, то на уроке в 6 классе по теме “Наша Родина Россия», предлагается эту тему рассмотреть так, чтобы можно было сформировать у кадетов представление, как о территориальном составе нашей страны, так и о системе войсковых казачьих обществ России [4, с. 61]. Одним из заданий является составление “Карты войсковых казачьих обществ России”, куда наносится вся известная информация о казаках того или иного региона. Выполнив это задание, кадеты в полной мере могут идентифицировать себя с казачеством огромной страны. Что касается использования Историко-культурного стандарта (далее ИКС), то ряд уроков выстроен с учетом тем, персоналий и событий, предлагаемых ИКС, имеющих отношение к казачеству. Например, уроку в 7 классе “Присоединение Сибири” соответствует раздел ИКС “Россия в XVI - XVII веках: от Великого княжества к Царству”. В ходе урока обозначаются даты 1581–1585, соответствующие покорению Ермаком Сибирского ханства [4, с. 65; 3, с. 9-12].

Сегодня под Казачий кадетский корпус отводится целый блок с инфраструктурой, а количество классов увеличивается. В прошлом 2015-2016 учебном году 5 Казачий кадетский класс стал абсолютным лидером школы и корпуса по достижениям в духовно-нравственном направлении, что говорит о высоком уровне воспитательной работы в кадетском классе.

Список литературы:

  1. Маранин И. Мифосибирск. Мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске. - Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2011. - 228с.: ил.
  2. Покорение Сибири : историческое исследование Павла Небольсина / [соч.] П. Небольсина. - Санктпетербург : В тип. И. Глазунова и К°, 1849. - [8], 146, 112 с. ; 24 см .
  3. Проект Историко-культурного стандарта. 01.07.2013 [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/documents/3483 (дата обращения: 13.09.2016).
  4. Рабочая программа и тематическое планирование курса “История России”. 6-9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. - : Просвещение, 2016. - 77 с.
  5. Сайт МБОУ СОШ 165 Советского района Новосибирска. [Электронный ресурс]. URL: http://s_165.edu54.ru/ (дата обращения: 13.09.2016).

Автор: Ковальчук С.М.

(Опубликовано в сборнике «Формирование российской гражданской идентичности обучающихся в зер-кале Историко-культурного стандарта: матер. межрегион. заочной науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 22 сентября 2016 г.) / ГАУ ДПО «ВГАПО»; науч. ред.: проф. Н.А. Болотов, проф. Д.В. Полежаев. – Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2016. С. 135-137)