Утром 18 декабря 2015 года в Салехард прибыли Атаманы и представители Омского, Алтайского, Объ-Иртышского, Новосибирского, Томского, Южно-Тобольского и Алтайского республиканского казачьих обществ во главе с атаманом Сибирского войскового казачьего общества, казачьим генералом Геннадием Николаевичем Приваловым. Делегацию встретили в аэропорту Атаман Обско-Полярного отдельского казачьего общества войсковой старшина Рыжков Н.К. и представители Правительства округа.

Затем делегация посетила один из самых знаменитых памятников города — стела «66 параллель» (другое название — «Полярный круг»). Она символизирует географическую уникальность Салехарда — единственного на Земле города, расположенного на Полярном круге, который разделяет Салехард на две части. Стела представляет собой две высокие пирамиды, разделенные по центру полукругом. Вечером включается подсветка снаружи и внутри, изображающая северное сияние. Около памятника для делегации Атаманов провели ритуал торжественного пересечения Полярного круга, после которого участникам вручили грамоты.

После размещения в гостиницах Атаманов свозили в сердце Салехарда – «Город мастеров», стоящем на высоком берегу, там, где сливаются воды рек Обь и Полуй, в историческое место, откуда зарождалась Земля Обдорская.

Острог стал одним из первых поселение, созданных представителями русского народа на территории Сибири. В конце XVI в. казаки под руководством Никиты Траханиотова в месте слияния рек Полуй и Оби заложили острог. Крепость должна была защищать земли от нападений врага и контролировать торговые пути в Мангазею. Острог был деревянным, имел форму четырехугольника, был небольшим по площади. Всего было 4 башни (2 смотровые, 2 сквозные). Внутри ограды находились здания административного назначения, жилые дома и церковь. В XVIII в. крепость утратила прежнее значение, в 1799 г. гарнизон расформировали. Башни пришлось снести из-за обветшания. Осталось только село Обдорск. В 1992 г. архитектор А. В. Ополовников взялся за разработку проекта восстановления острога. Для этого ему пришлось изучать особенности северной архитектуры XVI-XVII вв. В 1994 г. на историческом месте воссоздали первую башню Обдорского острога - Никольскую сторожевую.

Сейчас «Обдорский острог» - это музейный комплекс под открытым небом. Он располагается на холме, с вершины которого открывается панорама окрестностей Салехарда. Территория огорожена высоким частоколом. К деревянным воротам ведет длинная лестница. К другим воротам сделан подъезд для автомобилей. Внутри размещены восстановленные по эскизам здания, характерные для Русского Севера, в том числе Васильевская церковь. Стены домов сложены из бревен. На территории комплекса установлен памятник, посвященный основателям Обдорска Дружине Атамана Ермака.

Казаки Сибирского Казачьего Войска возложили цветы к памятнику покорителям Сибири.

После делегация посетила выставку декоративно-прикладного искусства «По следам Сихиртя» посвященную 85-летнему юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа.

Главная центральная отправная точка выставки – образ мамонта, символизирующего подземную пещеру, где когда-то мог обитать мифический народ «Сихиртя». Это отправная точка осмотра и основная художественная доминанта выставки. Снаружи пещера похожа на сопку и на настоящего мамонта. Грубая поверхность напоминает фрагменты меха или растительный покров тундры. Внутри мамонта-пещеры находится лодка, полная драгоценных металлов. От мамонта вдоль стен можно наблюдать подсвеченные ниши и витрины с работами современных художников. Здесь же информационные стенды о легендарном народе «Сихиртя». Это вторая часть выставки.

Третья археологическая часть выставки - интерактивные объекты, имитирующие раскопки Усть-Полуя, расположены под ногами зрителей.

 

Другая сквозная тема выставки – этнография. Предметы, используемые в современной жизни коренных малочисленных народов Севера: орудия промысла, традиционные сумки, куклы, туеса.

Далее – инсталляция-макет, представляющий собой вольную художественную реконструкцию подземного мира «Сихиртя».

Следующим местом знакомства с Ямалом стал современный Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского.

В 1906 году настоятель Обдорской православной миссии игумен Иринарх (в миру - Иван Семёнович Шемановский) при библиотеке братства Святого Гурия открыл Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера. В 1996 году уже Окружному краеведческому музею было присвоено имя его основателя, И.С. Шемановского.

Современный Ямало-Ненецкий окружной МВК, созданный в 2002 г., представляет собой учреждение культуры нового типа, сочетающее сохранение традиций, изучения и сохранения историко-культурного наследия и инновационные подходы к их популяризации. В его активах - экспозиционные площади и фондохранилища, научная библиотека, насчитывающая более 13 тысяч книг и редких рукописных изданий, музей-квартира ненецкого писателя Леонида Лапцуя.

Фонды музея составляют более 60 тысяч палеонтологических, археологических, исторических и этнографических экспонатов, произведений современной живописи и прикладного искусства, собрания минералов и фауны севера Западной Сибири. Уникальные экспонаты музея - археологическая коллекция. останки мамонтенка Любы.

Основными направлениями деятельности МВК являются хранительская, научно-исследовательская, просветительская, репрезентативная, культурно-образовательская, научно-методическая, издательская.

Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2007 г. Проект "Полярная Лилипутия, или музей под микроскопом".

В 2010 году МВК был удостоен высокой награды - памятная медаль Российского оргкомитета "Победа" за реализацию проекта "Навстречу Победе"

В 2010 году МВК был удостоен высокой награды - памятная медаль Российского оргкомитета "Победа" за реализацию проекта "Навстречу Победе"\

Затем казаки Сибирского Казачьего Войска прибыли в Парк Победы. Главный вход в парк организован с южной стороны, где установлены тумбы с символикой и надписями. В комплекс входной группы включены две архитектурно-скульптурные композиции.

Первая композиция - скульптура Георгия Победоносца, установленная на шаре, символизирует бесстрашие, победу духа над смертью. Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона). Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. В апокрифических сказаниях святой Георгий был 7 раз умерщвлен, а на следующий день воскресал, таким образом он -победитель смерти, а ПОДВИГ ВОИНА БЕССМЕРТЕН.

Вторая композиция - скульптура Архангела Михаила, тоже установленная на шаре, дополняет понятие «победа» расширяя его. В Ветхом Завете говорится: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12:7-9)».Он символизирует победу не только над конкретным физическим врагом, но и ПОБЕДУ СИЛ ДОБРА НАД ЗЛОМ.

На главной площади перед часовней установлена скульптурная композиция “Александр Невский”. Композиция состоит из бронзовой скульптуры Александра Невского и арки из искусственного камня с изречением “Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская Земля”. Центральную аллею с обеих сторон фланкируют изображения орденов со списками награжденных. Всего орденов 12. Ордена выполнены в виде копий с имитацией драгоценных материалов и закреплены на каменных основаниях. Ордена установлены парами и между ними установлена стела с атрибутикой. Кульминацией Парка Победы является Пантеон. На внутренних сторонах стен Пантеона размещены аллегорические композиции на военную тему и надписи посвящения: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

В комплексе с Пантеоном представлена скульптурно-декоративная композиция «Дороги войны». Композиция «Дороги войны» представляет собой блоки сколотого гранита с вмонтированными между каменными блоками текстовыми композициями из бронзы. «Дороги войны» - это ратный труд солдат, боль земли, это грязь, это слёзы, это следы взрывов. Земля усеяна осколками гильз и залита кровью наших солдат. Земля несёт в себе огромную память о всех войнах, о всех защитниках. Эта композиция - дань земле русской, по которой шёл российский солдат - освободитель. Вечная память всем защитникам земли русской.

С востока и запада от Пантеона расположены дополнительные организованные входы в парк. Они сформированы элементами декоративных тумб и стелами с атрибутикой.

Казаки возложили цветы к Вечному огню и почтили память защитников отечества минутой молчания.

Вечером в столице Ямало-Ненецкого автономного округа 18 декабря 2015 года в здании Правительства прошёл Совет Атаманов Сибирского войскового казачьего общества. Участников от имени губернатора ЯНАО приветствовал заместитель главы региона, директор департамента международных и внешнеэкономических связей Александр Викторович Мажаров. Он напомнил, что Салехард был основан 420 лет назад именно казаками, и на тот момент Обдорский острог был форпостом государства в Сибири и Арктике. «Сегодня Ямал также передовой регион России с точки зрения промышленного освоения Арктики. В округе реализуются такие глобальные проекты, как Северный широтный ход, строительство завода СПГ и морского порта в Сабетте», - сказал Александр Мажаров.

Геннадий Привалов отметил, что на территории Ямала выстроено конструктивное взаимодействие между органами власти и казаками. «Всё это вселяет уверенность, что поставленная президентом России задача по развитию казачества будет выполнена», - подчеркнул атаман Сибирского войскового казачьего общества. Кроме того, он объявил, что Обско-Полярное отдельское казачье общество признано лучшим из входящих в СКВО в 2015 году, и привёл ямальцев в качестве примера для других обществ Сибири: «То, что вы видите сегодня на Ямале, нужно перекладывать на свой субъект».

О ходе реализации Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года в ЯНАО рассказал атаман Обско-Полярного отдельского казачьего общества, войсковой старшина Николай Рыжков. Он отметил, что губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и правительство автономного округа уделяют пристальное внимание развитию российского казачества на ямальской земле. На территории Арктического региона в настоящее время в десяти муниципальных образованиях действуют 11 казачьих обществ. Общая численность Обско-Полярного отдельского казачьего общества составляет 755 человек. 668 казаков приняли обязательства по несению государственной и иной службы.

К основным направлениям деятельности ямальских казачьих обществ относятся: возрождение и развитие исторических, духовных традиций и культуры казачества на территории округа, развитие казачьего кадетского движения, повышение роли органов власти и казачьих обществ в области военно-патриотического воспитания казачьей молодёжи.

На сегодняшний день казаки несут службу по охране общественного порядка в составе пеших и мобильных патрулей ежедневно, а также при проведении культурно-массовых и иных публичных мероприятий. Разработаны и заключены соглашения по вопросам привлечения казаков к обеспечению пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах. Так, 15 апреля 2015 года подписано соглашение о взаимодействии с Главным управлением МЧС России по автономному округу.

Вместе с тем налажена работа по взаимодействию с органами наркоконтроля с целью привлечения казаков к профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди подростков и молодёжи (заключено соглашение с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по ЯНАО).

Правительством Арктического региона уделяется значительное внимание вопросам сохранения и развития традиционной казачьей культуры. На сегодняшний день на Ямале успешно работают 9 творческих казачьих коллективов, в которых занимаются 204 человека.

Особое внимание уделяется организации работы с казачьей молодёжью, её военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию, сохранению и развитию казачьей культуры. Регулярно ведётся шефская работа над кадетскими классами. В десяти образовательных организациях округа (с казачьим компонентом) обучаются 512 кадетов, всего 22 класса. В 2014-2015 годах 160 кадетов казачьих классов принимали участие в семи программных мероприятиях всероссийского и межрегионального уровней.

Также участники совета обсудили вопрос создания молодёжной организации общества и программу мероприятий на 2016 год.

На следующий день 19 декабря, в день памяти святителя Николая архиепископа Мир Ликийского и День Сибирского Казачьего Войска казаки участвовали в Праздничной литургии. После Божественной литургии в здании Епархиального управления состоялась встреча епископа Николая Салехардского и Ново-Уренгойского с Атаманами и казаками Сибирского войскового казачьего общества. Во время беседы были обозначены темы: важность роли казачества в деле воспитания подрастающего поколения и взаимоотношение казачества с Русской Православной Церковью, в частности, реализация совместных проектов с Салехардской епархией.

После этого делегация казаков посетила в поселке Горнокнязевск известную визитную карточку Ямало-Ненецкого автономного округа – природно-этнографический комплекс под открытым небом. Это интересный музей самобытной истории и традиций малочисленных народов Севера – хантов, ненцев и коми. Горнокнязевск – старинный поселок на Полярном Урале на высоком правом берегу реки Оби, он был основан в XVII веке. Ханты называли его Канось-Пухор – «Княжий город». И это не случайно. Здесь была резиденция хантыйского князя Ивана Тайшина – первого наместника русского царя на Ямале. В память об этом в Горнокнязевске в 2003 году установлена вырезанная из ствола огромной сосны скульптура князя Тайшина. В руках фигуры князя – почетная царская грамота как символ власти, а на плече – ворон, символизирующий мудрость.

В настоящее время в поселке проживает всего лишь около 100 человек, которые заняты главным образом рыбодобычей. Природно-этнографический комплекс в Горнокнязевске был открыт в 2001 году. Здесь воспроизведен традиционный поселок северных народов – стоят чумы, покрытые оленьими шкурами и берестой, а также деревянные постройки, выполненные в национальной традиции. Посетители комплекса увидят более 400 экспонатов – предметов быта оленеводов, охотников, рыбаков Севера. Гости проходят древний национальный обряд очищения дымом, очищаясь при этом от болезней и злых духов. Гостей накормили национальными блюдами.

Есть тут и священное дерево, исполняющее желания. Для этого нужно завязать на нем бантик, а под корень положить монетку, чтобы вернуться сюда вновь.

В Горнокнязевске находится резиденция ямальского Деда Мороза – Ямал Ири. Это сказочный персонаж, возникший на основе мифотворчества коренных народов Севера о первопредке, герое Терлее. Выглядит, как бородатый старец в национальной северной одежде с деревянным посохом, украшенным национальным орнаментом. Здесь вы можете заглянуть настоящее жилище аборигенов - чум, увидеть, как оно обустроено и отведать угощения, прокатиться на нартах в оленьей упряжке или на снегоходе, примерить традиционную одежду - малицу и шкуру огромного медведя, погладить северного оленя и попробовать строганины из "белой рыбы" - муксуна.

Природно-этнографический комплекс в Горнокнязевске пользуется большой популярностью среди туристов, ежегодно его посещают более 5 тысяч человек, в том числе бывали в нем и широко известные деятели культуры и искусства, политики, гости из-за границы. Неповторимый колорит северного края и самобытность коренных малочисленных народов Крайнего Севера при посещении Горнокнязевска запомнятся надолго.

 

Затем казаки посетили поселок Аксарка. Делегацию встретили национальными танцами и угощениями строганина и морошка с брусникой.

 

Атаманы посетили Монумент Славы поселка, где делегацию встретил Почетный караул местного казачьего общества. Казаки возложили цветы к Вечному огню и почтили память павших.

 

Затем делегация прибыла в Приуральский краеведческий музей посёлка Аксарка с этнографическим залом, залом природы, залом Памяти и выставочным залом.

Атаманов встретили казачки с песнями и хлебом с солью.

 

Пребывание в поселке закончилось концертом местного казачьего творческих коллектива «Казачья воля» и национальных ансамблей.

 

В неформальной обстановке казаки хутора смогли пообщаться с Атаманом Сибирского Войска.

Утром 20 декабря Атаманы отправились по своим отделам.